22 августа 2014 года вступит в силу Федеральный закон № 241-ФЗ, предусматривающий досудебное обжалование решений регистрирующих органов

Федеральным законом от 21.07.2014 № 241-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее – Закон № 241-ФЗ) установлен порядок досудебного обжалования решений регистрирующих органов, а также обязательность досудебного обжалования решений об отказе в государственной регистрации.

В порядке, предусмотренном главой VIII1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее – Закон № 129-ФЗ), обжалуются решения регистрирующих органов о государственной регистрации и об отказе в государственной регистрации. При этом данный порядок применяется к рассмотрению жалоб, поданных после вступления в силу Закона № 241-ФЗ.

Жалобы на решения, действия (бездействие) регистрирующих органов, относящиеся к случаям, предусмотренным статьей 11.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее – Закон № 210-ФЗ), подаются и рассматриваются в соответствии с положениями Закона № 241-ФЗ, Правил подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2012 № 840 (далее – Правила), и Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22.06.2012 № 87н (далее – Регламент).

В силу пункта 113 Регламента инспекции ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции ФНС России межрайонного уровня (далее - инспекции) рассматривают жалобы на решения, действия (бездействие) должностных лиц (специалистов) инспекции, относящиеся к случаям, предусмотренным статьей 11.1 Закона № 210-ФЗ. В случае поступления в инспекцию жалобы на решения, действия (бездействие) руководителя инспекции, относящиеся к случаям, предусмотренным статьей 11.1 Закона № 210-ФЗ, инспекция в силу пункта 9 Правил в течение 3 рабочих дней со дня регистрации соответствующей жалобы должна направить ее в Управление ФНС России по соответствующему субъекту Российской Федерации (далее – Управление) и в письменной форме проинформировать об этом заявителя. К жалобе должны быть приложены заключение по жалобе, содержащее обоснованную позицию регистрирующего органа по каждому доводу заявителя со ссылкой на имеющиеся у регистрирующего органа документы, которые должны быть приложены к заключению, а также документы, содержащих сведения об обстоятельствах, имеющих значение для принятия решения по жалобе.

Жалобы на решения регистрирующих органов о государственной регистрации и об отказе в государственной регистрации, решения, действия (бездействие) регистрирующих органов в случаях, предусмотренных статьей 11.1 Закона № 210-ФЗ, (далее – жалобы на решения в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) рассматриваются руководителями или заместителями руководителя Управлений, на которых в соответствии с письмом ФНС России от 18.10.2013 № СА-4-14/18722@ возложены полномочия по координации работы подразделения по досудебному урегулированию налоговых споров, правового подразделения, подразделения по государственной регистрации и учёту налогоплательщиков и координации и контролю деятельности территориальных налоговых органов, осуществляющих функции ЕЦР (при наличии).

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражный суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав. Согласно пункту 2 указанной статьи защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде.

Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными в законе. Одним из способов защиты гражданских является признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

Статья 25.1 Закона № 129-ФЗ предусматривает возможность обжалования заинтересованными лицами в административном порядке ненормативных актов регистрирующих органов (решений о государственной регистрации и решений об отказе в государственной регистрации), если, по мнению, этих лиц, такие акты нарушают их права.

Согласно подпункту "г" пункта 1 статьи 254 Закона № 129-ФЗ в жалобе указываются основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены.

В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Согласно пункту 4.1 статьи 9 Закона № 129-ФЗ регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение корпоративных споров, указанных в статье 225.1 этого Кодекса, отнесено к специальной подведомственности арбитражных судов.

Из изложенного следует, что в компетенцию регистрирующих органов, в том числе и вышестоящих регистрирующих органов при рассмотрении жалобы, не входит оценка законности решений органов управления юридических лиц, сделок и иных обусловивших государственную регистрацию оснований возникновения прав и обязанностей. Предметом досудебного разбирательства в соответствии с главой VIII1 Закона № 129-ФЗ является оценка конкретного ненормативного акта, вынесенного регистрирующим органом, на предмет его соответствию Закону № 129-ФЗ. Споры о признании недействительными решений органов управления юридических лиц, сделок и иных обусловивших государственную регистрацию оснований возникновения прав и обязанностей, подлежат рассмотрению в судебном порядке.

В силу пункта 1 статьи 254 Закона № 129-ФЗ жалоба может быть направлена в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет".

Подача в электронном виде жалобы, не подписанной электронной подписью, является основанием для оставления жалобы без рассмотрения применительно к подпункту "а" пункта 1 статьи 255 Закона № 129-ФЗ.

Пункт 3 статьи 253 Закона № 129-ФЗ предусматривает возможность восстановления вышестоящим регистрирующим органом по ходатайству лица, подающего жалобу, пропущенного по уважительной причине срока подачи жалобы. При этом как восстановление пропущенного срока подачи жалобы, так и отказ в его восстановлении должны быть мотивированы. Основания для восстановления пропущенного срока должны быть указаны в решении, выносимом в соответствии с пунктом 3 статьи 256 Закона № 129-ФЗ. Основания для отказа в восстановлении пропущенного срока подачи жалобы указываются в решении, выносимом в соответствии с пунктом 2 статьи 255 Закона № 129-ФЗ.

Немотивированное удовлетворение или отклонение ходатайства о восстановление пропущенного срока подачи жалобы не допустимо.

В силу абзацев 1 и 2 пункта 4 статьи 256 Закона № 129-ФЗ решение по жалобе принимается вышестоящим регистрирующим органом или федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее получения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) вышестоящего регистрирующего органа или федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в соответствии со статьей 2 указанного Федерального закона, для получения от нижестоящего регистрирующего органа документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, или при представлении лицом, подавшим жалобу, дополнительных документов, но не более чем на десять рабочих дней.

Продление срока рассмотрения жалобы по основаниям, не предусмотренным абзацем 2 пункта 4 статьи 256 Закона № 129-ФЗ, не допускается. Также недопустимым является продление срока рассмотрения жалобы со ссылкой на данную норму права в случаях, когда запрашиваемые у нижестоящего регистрирующего органа документы (информация) и (или) представленные лицом, подавшим жалобу, дополнительные документы безотносимы к предмету обжалования.

Согласно абзацу 3 пункта 5 статьи 256 Закона № 129-ФЗ в случае отмены решения регистрирующего органа о государственной регистрации регистрирующий орган обязан внести соответствующую запись в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения решения вышестоящего регистрирующего органа или федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона.  

Источник: Управление ФНС России по УР