Электронный и бумажный архив документации

Документы являются необходимой частью конструкторско-технологической подготовки, т.к. определяют готовность процесса к следующему этапу в цепи жизненного цикла. Электронный архив документации в системе 1С:PDM является неотъемлемой частью работы пользователей с содержимым и с атрибутивной частью документов, электронным документооборотом, версионированием документов, а также различного рода бизнес-процессами жизненного цикла документации.

Основной сущностью в электронном архиве в системе 1С:PDM является документ, который несет атрибутивную информацию. К документу прикрепляются файлы, которые могут быть организованны по иерархическому принципу папка-файл. Электронное хранилище позволяет хранить и идентифицировать содержимое файлов по цифровым идентификационным кодам, т.е. по содержимому.

Архив в системе 1С:PDM

Документы могут быть сгруппированы в папки, не зависимые от ЭСИ. Но более предпочтительный вариант – это хранение документов в электронной структуре изделия. Документы могут быть связаны не только с файлами из хранилища, но и с папками. Каждый документ имеет свою карточку – набор параметров, характеризующих данный документ. Помимо карточки документ имеет состояние и стадию, определяющую его фазу в жизненном цикле.

Управление документами, а также любыми элементами PDM осуществляется через проводник, в котором можно создать иерархию документов, удалить или добавить документ, папку. При помощи проводника документы можно заимствовать в структуру изделия.

Управление документами в PDM

Согласование и утверждение, изменение состояний

Организации эффективного документооборота способствует, помимо структурированного архива, еще и бизнес-процессы управления, в число которых входят процессы согласования-утверждения, а также бизнес-процесс изменения состояний.

Элементы и документы системы 1C:PDM имеют специализированные параметры – Состояние и Стадия. Параметр Состояние отвечает за готовность документации на изделия к следующему по цепочке процессу, а параметр Стадия – за указание фазы ЖЦ изделия, на которой находится изделие или его ревизии. Параметр Состояние более применим к документам, в то время как Стадия – к элементам изделия. Однако для неразрывной связи между изделием и документами оба этих параметра существуют и для документов, и для элементов изделия. Выражение Статус Документа здесь идентичен выражению Состояние Документа. При готовности документов или ЭСИ инициируется бизнес-процесс изменения состояния.

Информация об элементе в 1С:PDM

Бизнес-процесс изменения состояния – это сложный механизм, задействующий, помимо непосредственно изменения состояния, еще и механизмы согласования, рассылки уведомлений, ответов на уведомления, изменения групповых политик безопасности, автоперевод состояний ревизий элементов и многое другое. Его работу можно описать следующим образом: после очередной стадии ЭСИ и документация помещаются в специализированный документ, который показывает текущее состояние элементов и следующее состояние по цепочке ЖЦ.

Изменение состояния

Далее указывается список лиц, участвующих в бизнес-процессе, а также степень их участия. Эти лица будут участвовать в согласовании и утверждении элементов и документов. После этого указывается групповая политика безопасности, которая будет применена к элементам в цепочке: исходное - новое состояние. Групповая политика регламентирует доступ к элементу после перевода состояния. Она описывается специальным элементом, который содержит права доступа для различных пользователей и групп. Применение групповой политики при переводе состояний позволяет запретить изменения, просмотр или другие действия авторам и делегировать права согласующим или утверждающим лицам. После запуска бизнес-процесс начинает работу автоматически, рассылая поручения лицам и отслеживая выполнение этих поручений.

Каждому пользователю, в зависимости от степени участия, приходит уведомительное или деятельное поручение, реакция на которое позволит бизнес-процессу двигаться дальше по цепочке событий. Как только все поручения бизнес-процесса выполнены, бизнес-процесс изменяет состояния элементов, применяет групповую политику и завершается, оставаясь сохраненным для последующего анализа.

Подтверждение изменения состояния

Архив бумажных документов
Для использования 1С:PDM службой технического архива предприятия в системе предусмотрено рабочее место работника архива. Система позволяет вести учет и контроль архивных документов по ГОСТ 2.501.88 «Правила учета и хранения». Система хранит картотеку бумажного документа для быстрого поиска и управления.

В основе управления бумажным архивом лежит понятие инвентарной книги, в которой находятся карточки учета документов, подлежащих тиражированию, учету изменений и т.д. Инвентарные книги представляет собой иерархический справочник, в котором хранятся карточки учета документов. При помощи папок внутри этого справочника имеется возможность отнести определенные карточки учета к различным инвентарным книгам.

Использование 1С:PDM службой архива обеспечивает:
  • Полуавтоматическое заполнение карточки учета данными из 1С:PDM;
  • Ручное и автоматическое заполнение абонентов документа;
  • Хранение файлов бумажного подлинника;
  • Ручное и автоматическое заполнение информации о выданных копиях документа;
  • Составление заявок на тиражирование документов;
  • Получение отчета "Выданные копии";
  • Автоматическое формирование заявки на тиражирование документов по зарегистрированному извещению об изменениях;
  • Просмотр данных по изменениям в карточке учета;
  • Отслеживание состояния документа: архив, аннулирован, заменен.
Карточка учета документа. 1С:PDM

Каждая карточка учета содержит список документов и их ревизий, подлежащих учету. Одной карточке может соответствовать один документ и несколько его ревизий, представленных в списке документов. Документ и его ревизии могут быть напечатаны на различных твердых копиях, и поэтому для правильного учета инвентарных номеров в этом случае используется поле «Изменение», которое придает уникальность ревизии в рамках общего инвентарного номера.

Из созданной карточки учета возможен просмотр списка проведенных электронных документов извещений об изменении, которые затрагивали данный документ. При открытии извещения об изменении имеется возможность просмотреть содержание изменения и действия.

Для текущей работы подразделению, выпустившему подлинники документов или ведущему наблюдение за изготовлением изделия в производстве, выделяют экземпляр копий соответствующих документов. Тиражирование документов в системе PDM начинается с создания специализированного документа — заявки на тиражирование. Заявка на тиражирование должна быть создана при необходимости учета выданных копий и является основанием для оформления выдачи. Без оформления заявки на тиражирование не может быть оформлена выдача.

Заявка на тиражирование представляет собой электронный документ, в котором необходимо указать подлежащие тиражированию документы. В списке документов, в заявке на тиражирование, необходимо указать абонентов и количество необходимых копий.

Заявка на тиражирование. 1С:PDM

Выдача копий оформляется электронным документом выдачи копий. Этот документ оформляется на основании заявки на тиражирование и всегда содержит разницу между документами, указанными в заявке на тиражирование, и документами, указанными в выдаче.

Таким образом, на основе одной заявки на тиражирование может быть оформлено несколько документов выдачи до тех пор, пока количество выданных не будет равно количеству запрошенных по заявке на тиражирование. В заявке на тиражирование присутствует специализированный отчет, который позволяет увидеть, сколько копий документов выдано, а сколько еще осталось выдать.